Ответные меры

Мигранты с маленькими детьми по пути в город Миратовац (Сербия)

Вынужденное перемещение больших групп населения привело сегодня к возникновению глобального кризиса, требующего коллективных усилий международного сообщества под руководством мировых лидеров. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун призывает всех к совместной выработке четкой стратегии, основанной на нормах международного беженского права, прав человека и гуманитарного права.

Через границы различных государств проходят беспрецедентные потоки беженцев и мигрантов; эти люди спасаются от конфликтов, преследования, нищеты и других опасных для жизни ситуаций, бегут от безработицы и нехватки квалифицированной занятости, реагируют на демографические изменения или стремятся к жизни в более благоприятных условиях в других странах. В пути они часто подвергаются опасности: ужасающие рассказы о трагедиях каждый день появляются в новостях. Те, кому удается добраться до места назначения, часто становятся жертвами враждебного и нетерпимого отношения. Принимающие общины, которые стараются оказать беженцам помощь, зачастую не готовы к этой работе и к избыточной нагрузке, обусловленной огромным количеством прибывающих. Обязанности распределены недостаточно эффективно: на небольшое число стран и принимающих общин приходится непропорционально большой поток беженцев, просителей убежища и мигрантов.

Помимо гибели людей, масштабное перемещение населения влечет за собой широкие последствия социального, экономического и политического характера.

Различные заинтересованные стороны должны более эффективно и сплоченно реагировать на международном уровне на проблему перемещения больших групп беженцев и мигрантов. Система Организации Объединенных Наций, НПО и их партнеры работают над тем, чтобы привлечь всеобщее внимание к этому вопросу, обеспечить выполнение обязательств по оказанию помощи и повысить эффективность коллективных мер реагирования на кризис.

Глобальные меры

Масштабные смешанные потоки беженцев и мигрантов затрагивают все государства — члены Организации Объединенных Наций; для решения этой проблемы необходимо более тесное сотрудничество и более эффективное разделение ответственности. В качестве ответной меры Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ГА ООН) в рамках одного из своих окончательных решений за 2015 год приняла решение 70/539 о созыве 19 сентября 2016 года заседания высокого уровня для решения проблемы перемещения больших групп беженцев и мигрантов и обратилась к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну с просьбой подготовить доклад с рекомендациями по этому вопросу.

В ситуации, когда гуманитарные потребности достигли наивысшего уровня со времен Второй мировой войны, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций заявил: «Этот кризис касается не только цифр, но и вопроса солидарности». 9 мая Генеральный секретарь представит свои рекомендации в докладе «В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов».

В целях привлечения внимания к этому вопросу осуществляется ряд мероприятий в различных странах мира, в том числе следующие.

  • Конференция «В поддержку Сирии» в Лондоне (февраль 2016 года), в ходе которой доноры пообещали выделить рекордную сумму в размере 10 млрд. долл. США для беженцев из Сирии и региона в целом. Учитывая масштабы сирийского кризиса и его последствия для других государств в прилегающем регионе и за его пределами, в марте 2016 года УВКБ провело заседание на уровне министров, посвященное более справедливому разделению ответственности при приеме сирийских беженцев.
  • Первый Всемирный саммит по гуманитарным вопросам 23—24 мая 2016 года в Стамбуле (Турция). Одна из приоритетных задач Саммита заключается в том, чтобы рассмотреть способы обеспечения «глобального подхода к регулированию вынужденного перемещения, уделяя особое внимание сохранению надежды и достоинства беженцев или внутренне перемещенных лиц и поддержке со стороны принимающих стран и общин».
  • Заседание высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 19 сентября, в ходе которого страны объединятся для осуществления всеобъемлющего и согласованного гуманного подхода.
  • Саммит лидеров по вопросам беженцев, который 20 сентября 2016 года проведет «на полях» Генеральной Ассамблеи президент Соединенных Штатов Барак Обама; в рамках саммита прозвучит призыв к правительствам взять на себя новые значительные обязательства в отношении беженцев.

Дополнительные сведения приведены в расписании основных мероприятий.

Цели в области устойчивого развития

Цели в области устойчивого развития, одобренные мировыми лидерами в сентябре 2015 года, способствуют мобилизации совместных усилий, нацеленных на искоренение всех форм нищеты, борьбу с неравенством и решение проблем, связанных с изменением климата; многие из этих проблем являются причинами перемещения больших групп населения. Для достижения целей в области устойчивого развития, касающихся миграции, беженцев и развития, страны происхождения, транзита и назначения должны сотрудничать друг с другом в рамках ряда общих принципов и подходов, которые подразумевают в том числе необходимость уделять особое внимание взаимосвязи между развитием, правами человека, миграцией и беженцами.

Response

Migrants, including small children, on the move in Miratovac, Serbia

Migrants, including small children, on the move in Miratovac, Serbia

The large forced displacement of populations is now a global crisis that requires a collective effort by the international community, led by world leaders. UN Secretary-General Ban Ki-moon is calling on everyone to work together to define a clear path forward guided by international refugee law, human rights and humanitarian law.

Record-breaking numbers of refugees and migrants are moving across international borders, fleeing conflict, persecution, poverty and other life-threatening situations, or responding to labour and skill shortages and demographic changes and seeking better opportunities elsewhere. Their journeys can be fraught with peril; appalling tales of tragedies feature daily in the headlines. Those that make it to a destination are frequently met with hostility and intolerance. Those host communities making an effort to provide relief are often unprepared and overburdened by the sheer numbers arriving. Responsibilities are not well distributed: a small number of countries and host communities host disproportionate numbers of refugees, asylum seekers and migrants.

Beyond loss of life, the large displacement of populations has broader implications for the social, economic, and political landscape

The international response needs to be more robust and collaborative amongst a variety of stakeholders to address large movements of refugees and migrants. The UN system, NGOs and partners are all working to highlight the issue, to secure commitments for assistance and to strengthen the collective response to the crisis.

Global response

Large-scale mixed movements of refugees and migrants affecting all UN Member States and they require closer cooperation and more robust responsibility-sharing. In response, the UN General Assembly (UNGA) took action to address the issue and in one of its final decisions of 2015, adopted a decision 70/539, deciding to convene a high-level plenary meeting on addressing large movements of refugees and migrants on the 19 September 2016 and requesting UN Secretary-General Ban Ki-moon to prepare a report with recommendations on the issue.

With the highest level of humanitarian needs since the Second World War, the UN Secretary-General has said “This is not just a crisis of numbers, it is also a crisis of solidarity.” The Secretary-General issued his recommendations on 9 May 2016 in a report 'In Safety and Dignity: Addressing Large Movements of Refugees and Migrants.'

global series of events are taking place to build momentum around this issue including:

  • At the Supporting Syria Conference in London in February 2016, donors pledged a record $10 billion for refugees from Syria and the region. In view of the magnitude of the Syrian crisis and its impact on other nations, near and further afield, UNHCR in March 2016, organized a ministerial-level meeting to focus on more equitable responsibility sharing through Pathways for Admission of Syrian refugees. 
     
  • The first-ever World Humanitarian Summit (WHS) on 23- 24 May 2016 in Istanbul. One of the priorities of the Summit is to look at ways of ensuring a “global approach to manage forced displacement, with an emphasis on ensuring hope and dignity for refugees or internally displaced people, and support of host countries and communities.”
     
  • The UN General Assembly High Level meeting on 19 September which will bring countries together behind a comprehensive and coordinated humane approach.
     
  • On the margins of the General Assembly, on 20 September 2016, United States President Obama is hosting the Leaders' Summit on Refugees which will appeal to governments to pledge significant new commitments on refugees.

Find out more about in the timeline of major events.

Sustainable Development Goals

The Sustainable Development Goals adopted by world leaders in September 2015 will mobilize efforts to collectively end all forms of poverty, fight inequalities and tackle climate change, many of the reasons for large displacements of populations. To achieve the Sustainable Development Goals regarding migration, refugees and development, countries of origin, transit and destination are required to cooperate around a series of common principles and approaches, which include focusing on the link between development, human rights and migration and refugees.